У многих родителей, особенно мам, проблемы расставания с ребенком. Вот мой от меня ни на шаг не отходил, когда был помладше, да и сейчас бывают проблемы. Буквально сегодня нашла замечательную статью как с этим стравиться!
КАК НЕ НАДО ДЕЛАТЬ: Вот 5 фраз, которые мамы произносят, отчаявшись убедить ребенка в том, что им нужно уйти по делам: - «Ты же сам говорил (говорила), что с бабушкой хорошо, почему ты теперь не хочешь с ней оставаться?»; - «Не пускаешь меня на работу — не будет денег тебе на новую машинку!»; - «Ну пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!»; - «Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!»; - «Если будешь так реветь — уйду от тебя и вообще не приду!». Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он — помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.
КАК ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ: Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Для этого вспомним, что мы знаем о желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый. Итак, ребенок хочет: - знать, куда уходит мама; - знать, когда она придет; - быть уверенным, что с ним ничего не случится; - быть уверенным, что с ней ничего не случится; - быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не хуже (хотя и не лучше), чем здесь. В то же время взрослый хочет: - обеспечить безопасность ребенка; - не опоздать туда, куда идет; - оставить ребенка в достаточно хорошем настроении; - вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша. Постараемся совместить эти пожелания в одной стратегии. Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня). Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: «Я иду в парикмахерскую стричь волосы», или «Я иду на работу печатать на компьютере», или «Я иду к тете Лене пить чай»). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, — полезное и приятное. Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время. Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: «Ты будешь с бабушкой. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать». Не сулите ребенку «призов» за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом: «Ну нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести…» Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
* из книги Анны Кравцовой «Непослушные детки, или Как научиться понимать своего ребенка»
я тоже помню была очень к маме привязана, ну ничего, с возрастом это прошло) а так я никуда не ходила без мамы, а однажды она не поцеловаа меня перед уходом в магазин...я плакала пока она не вернулась и не поцеловала))
--------------------
Только потому что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой...
я в последнюю группу садика уже самостоятельно ходила, соответственно во дворе вообще не помню чтобы с родителями гуляла, друзей таких же находила, так что реакция на своих сверстников, гуляющих с мами была такая
я в последнюю группу садика уже самостоятельно ходила, соответственно во дворе вообще не помню чтобы с родителями гуляла, друзей таких же находила, так что реакция на своих сверстников, гуляющих с мами была такая
понятно) не, мои родители все время чего-то боялись)) да и понятно чего, у меня что во дворе, что в садике тусовались наркоманы...
--------------------
Только потому что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой...
Элси, а сколько Вам лет, если не секрет? Мне просто интересно, как давно родители позволяли детям такую самостоятельность. Сейчас многие опасаются - типа преступность и всё такое, дети пропадают...
Замечательная статья-спасибо большое. Не могу сказать, что доча боится одна оставаться, пока мы с ней не расставались, а в след году первого сентября она пойдет в школу и впервые, можно сказать,останется одна (с 8 утра до 17 часов). Только не подумайте, что ей уже будет 7 лет, а то смешно звучит - ребенку 6 лет и с ним не расставались ни разу, просто у нас школа ачинается с 2,5 лет, а т.к. ей 2,5 будет в ноябре, то директор пошла к нам на встречу и разрешила начать обучение с 2,3 лет. Так вот я все время боюсь этого периода, а он так быстро надвигается...
Цитата(LC(Элси) @ 31.8.2007, 10:04)
я в последнюю группу садика уже самостоятельно ходила
Ну, ничего себе, у нас в садике никто без родителей не приходил, да и в начальную школу практически всех приводили и забирали. А у меня с этим забиранием вообще гипертрофированная ситуация была - меня из школы до 7 или 8 класса забирал дедушка, надо мной уже все смеялись, я плакала, но все было бесполезно. Через какое-то время дедушка сжалился и делал вот как - подходил к школе к окончанию занятий, я шла из школы с друзьями, а он по противоположной стороне улицы -следил! Потом уже родители с ним поговорили, перестал. Просто я у них первая внучка и для дедушки с бабушкой я - пуп земли, поэтому меня стерегли как могли...
В последнее время (месяца 1,5) дочь не хочет идти в детский сад. Вопрос читателя: Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, разобраться.
Год ребенок посещает детский сад.
В последнее время (месяца 1,5) дочь не хочет идти в детский сад. Накануне в выходные, просыпаясь, говорит: "В садик не пойдем." В понедельник по дороге в садик (за 200-300 метров до него) говорит: "Я буду сидеть у мамы на ручках".
Потом сидим с ней в детсадовской раздевалке по полчаса: обнимаемся, уговариваю ее пойти к деткам, поздороваться с ними, говорю, чтобы она отпустила маму и прочее. Иногда соглашается, но только откроем двери в группу, посмотрит туда, и в слезах с криком забирается мне на руки: "Не пойду!"
Часто дома говорит: "А Лены не будет?" (так зовут муз. работника, который приходил на подмены).
Появилось слово: "Бабай." Успокаиваю ее, что баба не существует. У воспитателей спросила, пугают ли детей бабаем и прочими страшилками. Сказали, что нет. Мол, это от других детей у нее в речи появилось.
Одним утром воспитатель меня спросила, как ведет себя Инга дома. Дома ведет она себя, как нормальный, активный и веселый ребенок. Воспитательница посоветовала: "Может, сводить Ингу к бабке, может, у нее испуг."
В общем, СУПЕР-совет от воспитателя.
Сегодня еще и медработник спросила меня, как ведет себя Инга дома, и в чем я (мама) вижу причину такого поведения. Так как они в садике не понимают, почему она плачет по утрам.
Отказывается Инга кушать (особенно утром) в детском саду. Часто говорит, что она не Инга, а Света, Кирюша и другие имена детей их группы. Но, когда забираю ее из садика, то наблюдаю нормальную мирную картину ее пребывания на прогулке. В чем же может быть причина такого поведения ребенка в саду? Как по мне, так это могут быть такие причины:
1. Перевод всей группы из одного помещения в другое.
2. Изменение отношения к ней со стороны воспитателей (по какой-либо причине).
3. Запугивание воспитателями ребенка (тем же бабаем, к примеру, или еще чем).
4. Не хочет расставаться с мамой.
5. Разница в режиме дня в садике и дома (примерно в 1-1,5 часа).
6. Сравнивание с другими детьми. Например, из услышанного мной: "Тихо, Инга. Смотри, все детки молчат, а ты кричишь! Тебе нравится в нашей группе? Если не нравится, то переведем тебя в "Ягодку".
Что можно предпринять в такой ситуации.
Ответ: "Сидеть дома с ребенком", к сожалению, не подойдет - работаю, хоть и неполный рабочий день.
С уважением,
Инкогнито
Ответ консультанта:
Здравствуйте!
Развитие детей от 0 до 6 лет имеет свои кризисы и спокойные периоды, и всякой проявление страхов у ребенка обязательно рассматривается в контексте и семейной ситуации и социальной (сад), и возраста. Ибо то, что нормально и обусловлено возрастом на одном этапе (количество лет), может быть ненормально и требовать вмешательства на другом.
Вы, к сожалению, не написали, сколько лет девочке. Все Ваши догадки (6) могут иметь место в данном случае.
Есть ли в саду психолог? Или есть ли возможность обсудить ситуацию с заведующей сада? Раз Вы пишете, что началась история 1,5 месяца назад, то, возможно, тогда была ситуация, на которую девочка так отреагировала.
Попробуйте поиграть с дочкой в игрушки, придумайте сказку про девочку, которая боялась идти в сад и остаться там без маминой защиты, и посмотрите, как девочка будет играть.
Сизикова Ирина (детский психолог)
--------------------
Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты - весь мир.
Я научилась смотреть на свою жизнь как на увлекательный приключенческий фильм. Все его персонажи - части меня самой, играющие на большой сцене для того, чтобы я могла их яснее увидеть. Шакти Гавэйн
Сегодня мы поговорим о чрезвычайно важном, о том, с чем сталкиваются родители в определенные периоды жизни их детей. Такие периоды называются возрастными кризисами. Видя эти даты: 1 год, 3 года, 6 лет, 14-15 лет, каждый из нас вспоминает (или сейчас это проживает), как малыш или малышка начали ходить и говорить, как пошли в детский сад или ясли, потом начальная школа, а позже дети стали подростками. О чем вы думаете? Может быть, о том, о чем я сейчас, когда пишу эти строки?
Как сложно было первый раз оставить ребенка с бабушкой или няней. Как решали с мужем, во сколько годиков отдавать в детский сад, выбирали директора и воспитателей; как ребенок привыкал к новой, чужой ему обстановке сада. Позже собирались все вместе в школу, и снова ребенок и мы привыкали к другим детям, другим правилам, другим взрослым.
Как стал подростком, стал совсем не маленьким, и снова мы и он привыкаем, друг к другу и к новым правилам, которые всем без исключения диктует жизнь.
То к чему привыкать приходится и родителям и детям - это моменты расставания друг с другом. Возможность ребенка пережить само расставание и нормально жить (играть в игрушки, общаться и играть с другими детьми, найти себе личное занятие, проявлять интерес к окружающему миру, оставаться в саду, школе, в кружках) пока разделение с вами длится и есть показатель того, что вам вместе удалось пройти сложный период возрастного кризиса. Если же вы замечаете, что это не так, и ваш ребенок тревожится, возможно, у него расстройство тревоги разделения (сепарации) с вами.
Два примера, которые я приведу, помогут нам понять, что такое расстройство тревоги разделения (сепарации) с матерью. Итак, познакомимся с Алешей и Настей. У Алеши расстройство было отмечено родителями рано; У Насти долго оно не признавалось, и замечено было с опозданием. Замечу, что потребовалась длительная работа родителей и моя, чтобы справиться с проблемами Насти и Алеши.
Страх школы у Алеши. Алеше было 6 с половиной лет, когда его родители консультировались по поводу состояния сына. Они рассказали, что, когда Алеше было 5 лет, он в течение месяца отказывался ходить в школу), ходил в подготовительный класс), перед выходом из дома у него были приступы слез, мигрень и боли в животе. Страдания были очень сильными, мальчик плохо ел и очень похудел. Тогда мама с папой решили готовить Алешу к школе дома, и, кажется, без видимой причины состояние улучшилось.
Но когда мальчик пошел в первый класс, его мама заметила, что вернулось прежнее поведение, которое повторялось несколько раз за полгода. То есть, когда мама или папа приводили Алешу в школу и сами собирались уходить, мальчик отчаянно хватался за них, умолял не оставлять его. Учительница описывала ребенка, как маленького одинокого мальчика по сравнению с остальными детьми в классе, который не интересовался школьной жизнью, он не слышал, что ему говорят. Дома поведение Алеши менялось в зависимости от того, кто с ним находился: с отцом это был маленький, очень спокойный мальчик; если же дома была мать, то Алеша неуравновешен, возбужден, без перерыва обращался к матери, ходил за ней, словно тень. Мальчик ни на минуту не мог оставить мать, он каждый раз шел за ней в туалет, а если она запиралась, происходило то, что родители описали как "криз": Алеша безутешно плакал, негодовал, как будто испугался чего-то. Когда она выходила из туалета, он проявлял к ней агрессивность одновременно вербально), ее обзывал) и физически (он ее бил). Еще Алеша плохо спал: не мог успокоиться без физического присутствия матери и без света, он отказывался вообще спать один, сон его был тревожным, ему снились кошмары, где мальчик видел нападающих на него монстров.
Наконец, родители отметили, что мальчик очень разборчив в еде и отказывается от продуктов, которых не знает.
Расстройство тревоги разделения у Насти. Родители Насти обратились за консультацией, когда девочке было 14 лет. Родители отмечали, что Настя была озабочена здоровьем своей матери, боялась, что она умрет, заболеет или с ней произойдет несчастный случай. Насте снились сны, что ее мать зверски убита хулиганами. Эти мысли были такими интенсивными и настойчивыми, что ей было трудно, точнее невозможно, сконцентрироваться и заниматься в школе. Результаты в школе были посредственными, несмотря на хороший интеллект. Нарушено было пищевое поведение, то есть Настя плохо и мало ела и теряла вес.
В детстве Настя была робкой и сдержанной, у нее было мало подруг, она никогда не проводила активно и весело время вне дома. Родители рассказывают, что, начиная с начальной школы, у девочки часто были боли в животе, тошнота, мигрень перед выходом из дома в школу. Тревога была такой сильной, что Настя отказывалась ходить в школу. Периоды отказа от школы длились несколько дней или недель (это снова повторилось позже, когда Настя поступила в колледж). Часто родители шли за ответом в школу, спрашивали у учительницы, у директора, почему их дочь плохо себя чувствовала в школе и отказывалась идти туда? Врачи осматривали девочку и также не могли найти ответ на вопрос родителей.
Настя всегда плохо спала. Маленькой она не могла уснуть без присутствия матери, поэтому часто мать часто спала с дочкой в ее постели. И на момент консультации сохранялась потребность в том, чтобы мать проводила много времени перед сном с дочкой (девочка в течение вечера много раз звала мать, чтобы та ее погладила, поцеловала на ночь, рассказала что-нибудь, просто спрашивала что-то). Таким образом, мы видим, что Настя с раннего детства показывала настоящее расстройство тревоги разделения с ее матерью, с фазами обострения (отказ идти в школу) и, более или менее, спокойными периодами.
Для размышления приведу некоторые ориентиры по поводу возможной тревоги разделения у ваших детей:
А) ваш ребенок - школьник, вы замечаете множество проявлений:
1. Чрезмерное ощущение тоски (например, тревога, приступ слез, гнева) в то время, когда он непосредственно разделяется с вами или с домом или даже в предвосхищении в целом ситуации разделения (например, через несколько месяцев он должен поехать в лагерь);
2. Страх по поводу угрожающей вам нереальной опасности (например, что вы попадете в аварию или заболеете), страх, что с вами случится беда, и вы не вернетесь после вашего ухода;
3. Страх нереальной ему угрожающей опасности (например, страх потеряться, быть похищенным, попасть в больницу, быть убитым); 4. Колебания или отказ идти в школу (или в другое место вне дома) по причине страха разделения;
5. Опасения или страх остаться одному дома (или в другом месте) без вас или без присутствия кого-то из членов вашей семьи (бабушка, дедушка, тетя, дядя, сестра, брат);
6. Колебания или отказ ложиться спать без вас или неспособность спать вне дома;
7. Повторяющиеся кошмары на тему разделения;
8. Жалобы, повторяющиеся телесные проявления (боль в голове, боль в животе, тошнота, рвота) перед разделением с вами или домом, или только при мыслях о возможной ситуации разлуки, разделения.
В) Проявления длятся более четырех недель.
С) Ваш ребенок от этого страдает (например, он грустит, выглядит несчастным, когда он вне дома); и/или выше перечисленные проявления влияют на его занятия дома в школе, в других местах (тогда он кажется вам раздражительным, даже агрессивным, по отношению к вам; он уединяется и у него мало друзей, он отказывается от всей активности в свободное время вне дома, он не внимателен в школе и плохо сосредотачивается на занятиях).
Ирина Сизикова — детский психолог.
--------------------
Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты - весь мир.
Я научилась смотреть на свою жизнь как на увлекательный приключенческий фильм. Все его персонажи - части меня самой, играющие на большой сцене для того, чтобы я могла их яснее увидеть. Шакти Гавэйн
Прочитала Вашу статью про "расстройство тревоги разделения с матерью" и поняла- у моего ребенка та же история. Ему 3,4 года. Но Вы не описываете как с этим бороться и что надо делать. Помогите советом, как исправить ситуацию пока не позно. Заранее спасибо!
Получается что почти у каждого ребенка можно найти какие-то из этих признаков... У нас сейчас адаптация к садику...тоже слезы и просьбы остаться или забрать домой... На счет спать с мамой,спит на своей кроватке,которая стоит возле нашей,и засыпает только если я ложусь рядом...незнаю как отучить от этого,нам уже скоро 4 годика будет... Про адаптацию к садику читала что она длиться 2-3 месяца,подождем еще а потом пойду консультироваться к психологу....
На счет спать с мамой,спит на своей кроватке,которая стоит возле нашей,и засыпает только если я ложусь рядом...незнаю как отучить от этого,нам уже скоро 4 годика будет...
Не переживайте, мой брат спал с родителями до 12 лет, сейчас ему 19 и родители уже не нужны... Теперь мои родители вспоминают те времена, как самое лучшее время. Моей дочке 1,7 лет, она спит со мной, но я не заморачиваюсь по этому поводу - для этого же родители и нужны, чтобы давать тепло и ласку ребенку
теперь я переживаю по поводу если будет второй ребенок,куда его ложить спать,и как мне их разместить чтоб никто не был обделен маминым теплом,грудничку нужна мама постоянно(кормление грудью),но и старшенького вот так оторвать от себя из-за грудничка тоже жестоко...может рано еще об этом думать,но постоянно ломаю голову...или тогда прийдется мужа с кровати подвигать,что тоже не выход
Вот читаю все это и понимаю, что все эти страхи пережила в детстве. Ох как мне было без родителей плохо, в садик меня не водили дома мама с нами сидела,как в школу пошла так истерики с утра.В лагеря летние отправляли так со слезами меня от туда через неделю забирали. В больницу ложили,так я сбегала от туда домой к маме.Вдали от родителей не могла вообще,плохо было,ужасно,думала ,не дай мог с мамой что то случится ,а меня рядом нет,скучала безумно. А потом всвязи с постоянными перездами (папа военный) меняла школы,и это мне психику подпортило.ДО сих пор меня тревожат отголоски моих детских страхов.Уважаемые родители берегите своих детей старайтесь быть мягче, и самое главное не привязывайте детей к себе сильно,разнообразте их круг общения и старайтесь отпускать их постепенно , а не сразу резко.
Уважаемые родители берегите своих детей старайтесь быть мягче
+100 И добавлю: быть гибче. Только мама знает своего ребенка, только она берет на себя всю ответственность. Поэтому я, например, не хочу, чтобы мой ребенок надрывался в истерике. Это не значит, что я делаю все, что она хочет. Но компромиссы надо искать. Отвлекать, заговаривать зубы, успокаивать. Детская нервная система очень уязвима. Есть обычные успокоительные средства. Раньше давали валерьянку, пустырник. Нам врач сказала, что лучше детский тенотен. Он более современный, специально для детей. Не дает сонливости. Ребенок стал спокойнее и поэтому легче стало договариваться.